- Умники очень часто обращаются за советом к старшим товарищам о том, как готовиться к участию в Олимпиаде. Однако, на мой взгляд, ими очень часто недооценивается конкурс красноречия. Было бы очень интересно и важно для ребят услышать от Вас – декана факультета Международной Журналистики МГИМО – некоторые советы по подготовке к этому нелегкому конкурсу.
- Ошибка, которая часто случается у ребят: они слышат тему, потом, подсознательно ее переформулируют и отвечают на тот вопрос, который им ближе. Скажем, сегодня: «Журналист – часовой общества» - вот про общество и роль журналистов в отношении общества был только первый ответ. Именно поэтому я считаю, что обязательно нужно вдумываться в то, о чем меня спрашивают, о чем конкретно был вопрос. Это вообще болевая точка нашей и журналистики, и литературы, потому что мы вроде бы начинаем об одном, потом мысль перескочила, пошла, полилась куда-то… Благо страна у нас большая, душа огромная! Однако 30 секунд – есть 30 секунд. Поэтому самый простой и самый важный совет: задумывайтесь, о том, о чем вас спросили и постарайтесь ответить именно на этот вопрос. Если останется ещё секунд десять, то тогда будет возможность разлиться мыслью по древу.
Я каждый раз говорю это на консультации перед вступительным экзаменом – творческим конкурсом: «Вы увидите на экране шесть тем. Не хватайтесь за первую попавшуюся! Подумайте над каждой темой хотя бы две минуты. Моя ли это тема? Что я могу сказать? Как я могу ее раскрыть?»… «Ой, все, я увидел первую тему, моё!», да ты хоть дочитай до конца!.. Так и здесь. Именно поэтому я думаю, что самое главное – это понимать, о чем меня спрашивают, выстроить ответ так, чтобы не вышло: «Я сначала размахнулся на что-то большое, но жаль времени у меня не хватило!». Буквально один-два тезиса – за полминуты больше не успеешь сказать.
И стараться (это уже сложная задача, я пошел от простого к сложному) по возможности избегать каких-то общих мыслей, несколько тривиальных из серии «кузнецы счастья» и так далее. Скажите просто и понятно. Не столько для школьников, сколько для людей чуть более взрослых есть такой простой тест: представь, что перед тобой сидит пятилетний ребенок и он задал тебе этот вопрос. Постарайся ответить так, чтобы он тебя понял.
- Отучившись в МГИМО три года я могу сказать, что деканат МЖ – самый дружелюбный деканат всего МГИМО, его двери всегда открыты для студентов, а Вы, будучи деканом, становитесь для ребят не просто учителем, но и другом. Как Вы этого смогли добиться?
- Тут ничего добиваться не нужно. Я глубоко убежден в том, что если бы у меня в самом начале было бы какое-то другое отношение, то я бы так долго не задержался, а я уже восемнадцать лет декан – это очень долго. Я просто получаю удовольствие от общения со студентами и абитуриентами, на досуге даже с родителями студентов и абитуриентов (смеется). Надо найти в жизни любимое дело и никогда не работать! Так и здесь! Поймите, я отношусь к студентам, во-первых, как к своим детям, а во-вторых, как к своим коллегам. Мне искренне хочется поделиться с ними – не учить, не поучать, а поделиться тем, что им может быть полезно в будущем.
Я очень плавно перескакиваю на Ваш факультет: достаточно давно, в самом начале нулевых, родной Университет отправил меня на короткие курсы в Дипломатическую школу города Вены. По-моему, тоже был ноябрь, замечательная заснеженная Вена. Была такая подстава со стороны организаторов, когда после обеда, вкусного, сытного, венского обеда, ты заходишь в аудиторию, на кафедру, к микрофону поднимается какой-нибудь ветеран австрийского дипломатического движения и начинает свою лекцию дипломатическую «When I was a diplomat…» (смеется) и ты понимаешь, что после этих слов можно спокойно засыпать, потому что «When he was a diplomat…» - это его история – вряд ли она будет важна тебе.
Именно поэтому, глядя на своих студентов, я думаю: это им может пригодиться? Если у меня эти сомнения возникают, то я этой темы не касаюсь, этот кейс не беру. Понимаете, это некая переоценка того, что ты сам умеешь, сам знаешь.
Скажу Вам по секрету, что в то время, когда в 2006-2011 у меня учился мой сын, для меня это были самые сложные годы, потому что он сидел в аудитории, как обычно на последнем ряду, и ты что-то рассказываешь, видишь горящие глаза в первом ряду, вот втором, потом поднимаешь взгляд дальше, а там… из-за открытого монитора поднимаются Санины (сына Александра), он отрицательно качает головой и ты понимаешь, что вот это было мимо, начинаешь судорожно соображать, как вот это повернуть сейчас, чтобы он хотя бы одобрительно кивнул головой.
Кстати, хочу всем порекомендовать: в МГИМО открылась замечательная лаборатория нейромаркетинга – можно просто прийти и посмотреть, потому что это касается всего, в том числе и журналистики. Это отличная возможность в том числе и заглянуть в мозг человека. Это очень важно, это очень непросто, однако, я считаю, что у любого журналиста есть такая задачка – заглянуть в мозг человека.
- Замечательно! Вы сказали, что относитесь к студентам, как к собственным детям: Вы воспитываете в Журналисте Человека или Журналиста в Человеке?
- Вы знаете, Ваш вопрос сразу вызвал у меня такую ассоциацию. Когда-то один очень мудрый человек сказал: «Очень важно не себя в своих детях любить, а детей в себе». Я просто их люблю! Я понимаю, что многие из них никогда не станут журналистами и это нормально. Знаете, когда-то у нас в гостях был Денис Леонидович Мацуев и он привел такой пример, что если бы все выпускники музыкальных училищ – средних, специальных, высших, у кого в дипломе написано слово «пианист», – работали пианистами, у нас бы просто инструментов не хватило!
Вот представьте себе: лето, Москва, "Щука", "Щепка", ГИТИС, ВГИК, мигрирующие между этими учебными заведениями молодые люди, которые хотят куда-то где-то пройти – вы спросите у любого из них: «Кем ты себя видишь?». Вот Вы можете представить себе представить молодого человека лет 15-16, который скажет: «Ха! Я классический актер второго плана! «Кушать подано!»? Или у МГАХа: «Я глухая «корда», я где-то там сзади почти незаметный лебедь»? Естественно, каждый идя в творчество, видит себя на первых ролях: премьером, ведущим артистом, солистом и так далее. Становятся лишь единицы. Но без этого отбора ты не получишь те единицы, которые станут Денисами Леонидовичами Мацуевыми.
Именно поэтому многие из ребят, которые приходят в журналистику – не по тому, что они в ней разочаруются – просто у них в жизни возникнут какие-то другие приоритеты. Однако очень важно сделать так, чтобы у человека, у которого есть творческая жилка, не возникло потом ощущение того, что он зря потратил время, а сделать это можно. Можно, потому что навык такого вот журналистского, творческого взгляда на события пригодится тебе – не важно, чем ты занимаешься, в какой профессии ты себя реализуешь.
Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, я бы сказал так: главное, не дать твоим детям убить в себе Журналиста!
Мы используем файлы cookie. Подробная информация в политике конфиденциальности. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.