Умницы и Умники. Интервью с судьей
Всероссийская
открытая
телевизионная
гуманитарная
олимпиада
«Умницы
и Умники»
Главная Новости Интервью с судьей
НОВОСТИ

Интервью с судьей



- Колокольный звон - музыка русской души...

- Это правда! Очень понравилась, на самом деле, эта вступительная фраза. Она в сердце осталась. 

- А музыка разная бывает. Какая музыка у колокольного звона?

- Радостная. Я всегда говорю, когда звоню в колокола, что это - ощущение радости. Всегда радуйтесь, как я радуюсь на колокола!

- Но колокол звонит по-разному...

- Мы можем звонить постовым благовестом, он будет медленный и грустный. Но ощущение от самого звука всегда потрясающее. Я колокола, правда, люблю всей душой.

- Душой или сердцем?

- И душой, и сердцем. 

- Потому что есть другое изречение: "Колокол - это сердце нашей жизни". 

- Да. Я, как церковный звонарь, всегда говорю о том, что колокола - это начало молитвы. Колокольный звон всегда начинает богослужение и зовет нас на службу. И сердце наше, по сути, нас и созывает туда. Знаете, как у нас шутят в среде звонарей? Все люди делятся на две категории: первые, когда слышат колокол, останавливаются и внемлют ему; а вторые - и я таких людей действительно встречала, - убегают, закрывая уши. Наверное, в этом что-то есть. 

- Тогда цитата Цветаевой:
"Опять сияющим крестам
Поют хвалу колокола. 
Я вся дрожу, я поняла:
Они поют и здесь, и там.
Улыбка просится к устам.
Еще стремительней хвала.
Как ошибиться я могла?!
Они поют не здесь, а там!
И пусть сияющим крестам
Поют хвалу колокола...
Я слишком ясно поняла: 
Ни здесь, ни там..."

Так, все-таки, как? Здесь? Там? Цветаева нас вводит в заблуждение, но она на то и поэт. 

- Она на то и Цветаева... Но видите, мысль-то есть про радость! Откликаются у нее колокола в душе. 

- Да. Только вот радость-то где: здесь или там?

- А Вы когда здесь слышите колокола, радуетесь?

- Я радуюсь, когда Вы мне показываете, как надо звонить. Потому что мы вместе были в совершенно замечательном месте. Мы поднялись к небольшим колоколам в восстанавливающемся Костромском Кремле. К большим не пошли, там оглохнуть можно.  Вы показали, как они звонят. Но я, честно говоря, даже не понял, как Вы двигали пальцами. Колокола звонили, а движения Ваших рук я не заметил: настолько это было нежно. Я в этот момент, конечно, я радовался. А потом, естественно, у меня возник вопрос: а откуда Вы так умеете?

- Это - долгий опыт. И опыт мы приобретаем постепенно. Я звоню в колокола больше 20 лет. Ну и звонари не глохнут, на самом деле, если правильно звонят в колокола. 

- Не все с нами могут согласиться, но колокольный звон - великое искусство. И Вы этим занимаетесь. 

- Да, я начала учиться этому еще в подростковом возрасте, лет в 13. 

- А чем так привлек колокольный звон? Почему не просто слушать хотелось, а самой звонить?

- Все очень просто. В храме нужен был звонарь. То есть, как становятся звонарем... В Ильинском храме Костромы набирали детей, чтобы они звонили в колокола. Ну и я попала в эту категорию. Не то, чтобы я всю жизнь мечтала звонить. Нет. Тогда это была вынужденная необходимость. Сейчас я уже звоню в Костромском Кремле. 

- То есть, Вы - учитель истории и обществознания гимназии и университета, еще и звонарь?

- Верно. По выходным. 

- Насколько я знаю, Вы еще учите этому искусству детей. 

- Не только детей, взрослых тоже. 

- Как можно обучить этому?

- Все, как обычно, из рук в руки. Есть звонари, которые только начинают звонить. И здесь нужно терпение. Потому что есть звонари, которых начинают учить с медленных ударов в самые большие колокола. И здесь, как раз, главное - научиться звонить нежно. 

- Есть какая-то мелодия определенная?

- На самом деле, бывает мелодия, бывают традиции. Исторически сохранились дореволюционные традиции, и они у нас записаны в партитурах. И иногда мы начинаем учиться звонить по этим партитурам. 

- А партитуры чем записаны?

- Как у барабанщиков, на нотном стане. Но ударными нотками, длительностями. А если мы хотим импровизировать...

- То есть, это возможно? Джаз возможен?

- Ну, джаз всё же не похож на молитву. 

- Талант нужно иметь какой-то врожденный?

- Да, желательно. Или талант, или терпение. Давайте так. У нас есть три ключевых составляющих: ритм, или талант, или терпение. Но ритм - главное.

- Посмотрите на эту прекрасную женщину! Звонарь - женщина...

- Среди звонарей сейчас много женщин. Но в Костроме я одна такая. 

- Ну и последний вопрос. Только честно! Вы видели, как бесы отлетают, когда Вы звоните?

- Нет, не видела. (смеется)

- А зачем тогда звонить?

- Чтобы радоваться и внутри всегда было хорошо!