- В МГИМО мы очень гордились тем, что открыли Храм имени Благоверного Александра Невского. Но университет отдельно, а храм – отдельно. В вашем же случае храм находится на территории?
- Да, на территории Новгородского университета и на территории древнейшей обители 12 века. Наверное не случайно именно в этом монастыре (Антоньев монастырь – прим.ред.), т.к. именно в нем трудился Кирик Новгородец – великий монах, ученый, математик. И для нас особая честь, что Гуманитарный институт находится на территории этой обители, и сейчас там возрождается духовная жизнь.
- Мы сейчас снимали цикл программ про Древнюю Русь. И, согласно истории, когда Владимир Святой, или Святитель, крестил Киев, Перуна свергли. А когда Добрыня крестил Новгород, о том, что стало с Перуном летописи умалчивают. Перун-то может в Новгороде и остался? Вы должны это чувствовать, так как служите в Храме Святой Софии, намоленном месте.
- Действительно, процесс этот был не быстрым. И мне кажется, к сожалению, сегодня мы видим и возрождение язычества на современный лад – неоязычество. Кирик Новгородец, которого я уже упоминал, в своих «Вопрошаниях» пишет: «А хорошо ли к варяжским божницам прибегать за помощью?» Сейчас люди обращаются и к гадалкам, и к экстрасенсам…
- Но дух-то сильнее от чего исходит: от Святой Софии или…
- Конечно, от Святой Софии!
- Дело в том, что Владимир Святой, оба его канонизированных сына, наш декан факультета Международной Журналистики Ярослав (Ярослав Львович Скворцов – прим.ред.)… Так вот он приходит в храм, а его имени там нет… Он – Ярополк. А как же Ярослав Мудрый?
- Ну конечно! Ярослав Мудрый канонизирован церковью. Более того, в нашем университетском храме висит икона Ярослава Мудрого.
- Ярослав Мудрый – фигура удивительная, он занимался внешней политикой. Вы меня успокоили. Позвольте еще один сложный вопрос. Разрешите его, пожалуйста. Мои студенты часто делают такое заявление: «Мы верующие, но мы не религиозны». Я никак не могу понять, как это?
- Вспоминается московский батюшка, отец Дмитрий (Смирнов), который говорил: «Ну тогда ты ходи и зарплату в душе получай, кушай в душе». Часто ведь говорят, мол, у меня Бог в душе. А где тогда проявление этой веры в Бога? Нужно ведь подкрепление этой веры в том числе религиозной жизнью. Поэтому, мне кажется, это такое лукавство…
- А как Вы работаете с молодежью? С ними же трудно, они наполовину все сомневающиеся.
- Трудно, не спорю. Но общение с молодежью позволяет и самому оставаться молодым. Каждый год мы встречаем новых ребят, открываем новые направления.
- У Вас молодежь вся воцерковленная?
- Да всякая, если честно. И со всеми нужно работать. Для этого наш Храм Сретения и существует. Ведь Сретение – это буквально встреча, идти навстречу.
- Да… Делай шаг навстречу Богу
- Именно. Но в нашем храме это ведь еще и встреча религии и науки.
- И последний вопрос. Что значит для Вас служить в Храме Святой Софии?
- Мы понимаем, что храм – везде храм. И литургия везде одна. Но в то же время, именно в Храме Святой Софии я ощущаю связь поколений, связь времен и многовековых традиций. Особенно для меня, как для историка. Ведь за спиной стоят и Александр Невский, и Ярослав Мудрый, и все первые новгородские святители.