Умницы и Умники. Альтернативное интервью
Всероссийская
открытая
телевизионная
гуманитарная
олимпиада
«Умницы
и Умники»
Главная Новости Альтернативное интервью
НОВОСТИ

Альтернативное интервью


- Александр Сергеевич, во-первых, очень хотелось бы узнать Ваши 

впечатления от агона, в ходе которого ребята играли по теме музыки, которая 
напрямую не связана ни с историей, ни с литературой, ни с какими-либо 
другими предметами школьной программ.

- Да, вообще эта тема сложнейшая, потому что, может быть, только тем 
ребятам, которые либо прошли детскую музыкальную школу, либо имеют 
некое семейное предназначение к этому, было несколько попроще. Те же, кто 
сталкивается с этой темой впервые, получают, я думаю, мощный посыл для 
того, чтобы совершенствоваться в ней позже. Именно поэтому результат уже 
положительный!

Мне казалось, что вопросы, которые задавались, были ориентированы на 
точные знания: читал-не читал, слышал-не слышал. Они, на мой взгляд, не 
должны превалировать в общем раскладе беседы и в этом отношении ребята, 
может быть, не в полной мере себя реализовали. 

По глазам же, по интонации голоса я действительно вижу, что участники 
очень трепетно относятся к Олимпиаде, что тоже очень важно. 

В принципе, слово о музыке всегда было, есть и будет. Наиболее сложное и 
бесконечное приближение к смыслу музыки в словах – это удел немногих. 
Именно поэтому, собственно, и в профессиональной среде, к которой я 
отношусь, умение сыграть не всегда подтверждается умением об этом 
высказаться словами. Однако зачастую этого, конечно, не требуется, но 
сегодня такая задача была поставлена. Задача сложная, поэтому я даже не 
удивлен, что сегодня победителей на этих самых дорожках не оказалось. 
Теоретики же отзывались и где-то дополняли эту общую картину. 

- Спасибо, Александр Сергеевич! В одном из вопросов было упомянуто высказывание Сергея Васильевича 
Рахманинова о том, что порой судьба причиняет огромную боль. Наряду с 
этим достаточно расхоже мнение о том, что все великие люди в жизни 
сильно обожглись и лишь после этого смогли творить. Так ли это на Ваш 
взгляд? Действительно ли для того, чтобы создавать незабвенные шедевры 
нужно пережить нечто страшное?

- Думаю, что да. Не знаю примеров безоблачной судьбы настоящего 
художника. И жизненные утраты бывают, которые резонируют потом в 
творчестве, и бывают проблемы в самом творчестве – то, что сегодня и было 
темой. 

Первая симфония, которая исполнялась в Петербурге, когда Рахманинов был 
вынужден из консерватории петербуржской (он же там начинал – не пошло) 
уехать и находиться в Москве, общаться со Зверевым – педагогом по 
фортепиано, Чайковским потом – его преподавателем. Московская же судьба 
привела его к такому звездному финалу, а Петербург для него уже был раной. 
Там же в Петербурге прошла премьера его первой симфонии в исполнении 
Глазунова – главой петербургской школы и… полный провал! Потом 
депрессия у него была вплоть до Фортепианного концерта №2. Было, если 
можно так сказать, творческое преодоление. Такая вот непростая творческая, 
показательная судьба.

В творчестве многих композиторов это было. У Бетховена, допустим, это 
была Симфония №3 – симфония, которая называется Героической – премьера 
состоялась в Париже и… провал! Бетховен же уже совершенно другого 
масштаба воли человек – он совершенно не притормозил при этом, поэтому 
каждая новая симфония – это новая концепция: Симфония №4,5,6 – вплоть 
до девятой – все разные. Однако есть, действительно, люди весьма ранимые, 
у которых такие неудачи вызывают значительный перерыв в творчестве. 

- Благодарю за столь интересный экскурс в историю музыки! И в заключение, Александр Сергеевич, попросила бы Вас дать небольшой 
совет умникам и умницам, которым все же удастся пройти в следующий этап 
и предстоит в нем достойно выступать.

- Совет, Вы знаете, достаточно прост. Можно выбрать для себя 
основную стратегию жизни, и она не должна ограничиваться выбором 
профессии. Но и выбрав профессию, безусловно, нужно выходить за ее 
пределы. Есть ведь достаточно известная фраза Хулио Кортасара: «Чтобы 
понять собственную культуру, нужно выйти за ее пределы – в противном 
случае собственная культура окажется лишенной специфики». То же самое и 
в профессии: если ты занимаешься только утилитарно выбранным каким-то 
направлением своего развития, ты очень много потеряешь и в этом 
направлении. Именно поэтому вкрапление таких тем, как сегодняшняя, оно 
очень правильное, потому что молодежь получает некий импульс и даже, 
вероятно, какую-то обиду, что где-то – они же приезжают как лидеры своих 
регионов – вдруг случается фиско! Полезный урок!

- Безусловно! Спасибо большое!