- Вергилий утверждал, что «… Смелым помогает судьба». Это так?
- Ну, я думаю, что если уповать только на судьбу, не предпринимая никаких инициатив, то останется только сетовать на несправедливость окружающего мира. И единственным уделом обиженного судьбой будет искать виноватых в собственных неудачах. Стоит, по крайней мере, попробовать и дерзнуть.
- Если «дерзнуть», значит ты – смелый?
- Ну, как минимум, это будет не бездумно.
- А Вы – смелый человек?
- Думаю, я могу себя таким назвать. По крайней мере, там, где необходимо проявить волю, у меня с этим обычно проблем не возникает.
- Судьба Вам помогает?
- Мне на неё жаловаться точно грех!
- Ну, вообще, было бы странно… Такой молодой человек, который стал доктором (политических наук – прим.ред.). Один из самых молодых, если не самый молодой…
- Я в 29 защитился.
- А что для вас Древний Рим?
- Не только для меня, но и для любого, кто занимается политической философией и исследованием государства, Древний Рим – это частичка всего, что ты изучаешь ПОТОМ, чем бы ты ни занимался. Будешь ли изучать современную Италию, Европу, США, Россию, ты всегда будешь находить какую-то частичку Древнего Рима.
- Вы Америку упомянули… А у США и Древнего Рима есть что-то общее?
- Да взять хотя бы все органы государственной власти и названия зданий, в которых они располагаются. Принято полагать, что. в Древнем Риме, помимо религии официальной, был культ поклонения городу. Восхищение этим городом приводило к тому, что даже те, кого история обвиняет если не в уничтожении Рима, то в падении его величия, даже они не смогли придумать ничего иного, кроме как назвать собственную империю Новой Римской Империей. И для нашего народа концепция империи, которая очень долго строилась – а я уверен, что и до сих пор строится вокруг идеи, что Третьим Римом является Москва, а Четвертому не бывать, - это тоже не случайно.
- Скажите, пожалуйста… Всемирная история, о которой сейчас всё больше и больше говорят, и Вы на эту тему пишете – она вообще существует? Некий континуум или некая общность, которую можно назвать Всемирной историей человечества? Или… Есть же точка зрения, знаете ли, что существуют культурно-исторические типы и все они развиваются как организмы отдельно, связей между ними нет…
- Я думаю, всё зависит от трактовки слова «История», что мы понимаем под ним. Если воспринимать как «единую судьбу человечества», то её нет, я в этом глубоко убеждён. Человечество развивается по-разному, в зависимости от своей культуры.
- То есть, ответьте мне тогда честно на вопрос: мы не погибнем все от ядерной войны? Потому что это была бы как раз единая судьба…
- Думаю, нет. И думаю, что людям не следует переоценивать собственную роль в мироздании, потому что судьба человечества – я, по крайней мере, в это искренне верю, - находится в руках Господа Бога. Поэтому не нам решать, когда человечество закончит своё существование. А исторически, я глубоко убеждён, что та философская традиция, которая присуща нашему народу и нашему государству – традиция Леонтьева, Данилевского, - она опирается в значительно большей степени на реалии, чем на универсалистские представления Западной философии, которые гласят, что все люди проходят через одни и те же этапы становления и развития и что институты Западной цивилизации универсальны для всего мира. Я считаю, что это всё же не соответствует действительности. Та традиция, которая присуща нашей философии – традиция рассмотрения человечества через культурные типы, через призму цивилизационного подхода, - в значительно большей степени, уверен, отражает реальность.
- Другой вопрос, который я хотел бы Вам задать, потому что Вы действительно разбираетесь и в истории, и в политике. Мы вместе с участниками готовились к эпохе Августа. И для него, после убийства Цезаря, всё началось с того, что Европа стала воевать против Азии. Волей-неволей я вспомнил 5 век до Рождества Христова, Грецию… Когда афиняне и спартанцы выиграли у мощнейшего персидского войска. Вот Вам не кажется, что, во-первых, нет и не может быть единства между европейцами и азиатами? Во-вторых, что на этой территории всегда выигрывает Европа?
- Если рассматривать противостояние между европейскими и азиатскими державами, культурами, традициями, я с Вами могу согласиться только в одном, представить себе нормальное сосуществование национальных государств, европейских и азиатских, в той модели, которая предлагалась нам эпохой Модерна, я не могу. Но представить себе сосуществование европейских и азиатских НАРОДОВ и КУЛЬТУР я могу абсолютно спокойно, потому что это происходит в составе нашей страны. Наши русские люди живут на границе с Китаем. В одном государстве живут народы, представляющие все мировые цивилизации, и сосуществуют в абсолютной гармонии. И это – историческая роль нашего государства, нашей страны. Именно поэтому мы и являемся Третьим Римом, потому что никто, кроме нас не способен объединить Европу и Азию.
- Генри Тигранович, в канун великого праздника Рождества Христова у Вас есть возможность сказать тёплые слова нашим телезрителям.
- Дорогие телезрители! Близится Рождество. Это – самый светлый праздник. Праздник надежды, когда каждый из нас в кругу своей семьи и своих близких отмечает спасение всего человечества от полного забвения, самоуничтожения. И каждый верит, что каждого из нас, не смотря на все жизненные трудности и испытания, в конце ждёт надежда на добро и спасение.